СТАТЬИ

Метод динамической электронейростимуляции в коррекционном логопедическом процессе

Клинические наблюдения учителя-логопеда Е.А.Солнцевой, ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», Санкт-Петербург, Россия.



В настоящее время число маленьких пациентов с неврологической речевой патологией растет. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов, таких как внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, постнатальные инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различныхх детских заболеваниях — все это вызывает различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводит к задержке речевого развития, речевым расстройствам. В своей практике в коррекционных целях мы использовали комплекс логопедических мероприятий, включающий развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, массаж языка и т.д.), развитие мелкой моторики кисти, дифференциацию звуков, обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ. Производилась работа над грамматическим строением речи, счетом, цветом, пространственными и временными понятиями, обобщением, исключением. Но использования только данного комплекса мероприятий зачастую бывает недостаточно.


На сегодняшний день существует многообразие медикаментозных средств, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Как правило, положительного стойкого эффекта удается добиться только путем интеграции педагогических и медицинских методик.


Особое внимание заслуживают методы здоровьесберегающих технологий, которые включают компенсаторные механизмы развития всего организма. К таким действенным эффективным методам коррекции неврологической патологии, в том числе речевых нарушений, относят применение аппаратов динамической электронейростимуляции (ДЭНС). Метод ДЭНС официально зарегистрирован Министерством здравоохранения (лицензия ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 99-03-002203 от 10.04.2010г.).


Для подтверждения данного тезиса рассмотрим суть проведенного исследования на базе детского сада №112 «Сказка» в Астрахани. В исследовании приняли участие дети шести лет. С заинтересовавшимися родителями проводились индивидуальные собеседования, в ходе которых были выяснены индивидуальные психические особенности детей, собран анамнез и социальные данные семьи, объяснены особенности воздействия ДЭНС-терапии.


Целью исследования явилось изучение возможности коррекции речевых нарушений посредством ДЭНС и подготовка организма к эффективному функционированию, необходимому в работе над устранением речевой аномалии вообще.


Мы сформировали две группы детей: в основной группе находились дети, родители которых дали согласие на применение ДЭНС-метода в общем коррекционном процессе (5 человек); в контрольную группу входили дети, которые принимали участие в традиционном комплексном коррекционном процессе (5 человек), поскольку их родители не заинтересовались ДЭНС-терапией.


Были поставлены задачи:


  1. Провести первичное обследование обеих групп детей с целью выявить общие и отличительные признаки развития детей с речевыми нарушениями.
  2. Провести эксперимент по внедрению в систему логопедический работы инновационного метода динамической электронейростимуляции с целью повышения эффективности коррекции речевых проблем у детей.

  3. Сопоставить результаты первичного и последующего обследования у экспериментальной и контрольной групп детей.

  4. Сделать выводы о проделанной работе.


В ходе первичного обследования было выявлено, что обе группы детей практически не отличались одна от другой по сложности анамнезов и соматических заболеваний. Этиологическими факторами были неблагоприятные роды, желудочно-кишечные заболевания в раннем детстве, токсикоз беременности, постнатальные заболевания травматического и воспалительного характера. Отмечалась неврологическая симптоматика: нарушение иннервации мышц, лицевой мускулатуры, ослабление небного рефлекса, тремор языка, мышечный гипо- или гипертонус, изменения со стороны вегетативной системы, нарушение произвольных и непроизвольных общемоторных двигательных актов. Кроме того, имелись нарушения интеллектуальной деятельности: низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти.


Для основной группы детей была определена методика ДЭНС-воздействия в сочетании с традиционной схемой коррекции. Проведено три курса ДЭНС по 10 дней каждый. У всех детей улучшилось звукопроизношение, выработался самоконтроль за произношением, достаточно координированной стала моторика, в динамике стала развиваться интеллектуальная деятельность детей в виде повысившейся умственной работоспособности, памяти и внимания.


Одновременно проводилась логопедическая работа с детьми контрольной группы. Работая с ними, мы отмечали большие трудности в постановке звуков, особенно в их автоматизации, из-за проблем подвижности артикуляционного аппарата. Язык быстро утомлялся, слабо развивался контроль над речью, дети быстро уставали, становились расторможенными и отвлекаемыми.


К концу учебного года уровень развития детей в основной группе был на порядок выше, чем уровень детей контрольной группы.


Таким образом, проведенное исследование показывает, что можно и нужно использовать динамическую электронейростимуляцию в целях коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.


Во-первых, это общеоздоровительный метод, суть которого в подготовке организма к эффективному функционированию, необходимому в работе над устранением различных речевых аномалий.


Во-вторых, это возможность изучать в динамике компенсаторные механизмы организма.


В-третьих, это также психологически стимулирует ребенка к познавательной деятельности, потому что он быстрее начинает осознавать свою успешность.


Для улучшения результативности работы необходимо устранять сопутствующие заболевания, проводить комплексную терапию, усиливать педагогическую и коррекционную работу, активнее привлекать родителей к индивидуальной работе с ребенком.


Итак, включение метода динамической электронейростимуляции в комплекс реабилитационных мероприятий позволяет значительно быстрее и эффективнее корректировать речевые нарушения детей.



Литература


Рявкин С.Ю., Власов А.А., Николаева Н.Б. И др. «Практическое руководство по динамической электронейростимуляции», Екатеринбург, 2011.



По материалам клинических наблюдений опубликованных в издании "Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции (случаи из практики). Выпуск 7 (2015). - Екатеринбург, 2015. - 96 с."